ОСНОВНЫЕ ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

 1. Социальные издержки, обусловленные существованием монополий возникают вследствие ограничения выпуска монополистом. Величина этих социальных потерь измеряется как сумма разностей между ценостью, которую потребители устанавливают для каждой единицы продукции и предельными издержками ее производства.

 2. В отраслях, являюшихся естественными монополистами, в которых издержки падают с ростом объема выпуска, конкуренция не способствует росту эффективности. Такие отрасли, как правило, либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности. Государственные структуры, а не рыночные силы, устанавливают здесь цены. В других отраслях требование неукоснительного соблюдения антитрестовых законов способно повысить их эффективность посредством усиления и защиты конкуренции.

 3. Закон Клейтона 1914 г. запрещает ценовую дискриминацию, требования того, чтобы покупатели не имели дело с конкурентами продавца, но только в тех случаях, когда эти практические действия способствуют ослаблению конкуренции.

 4. Установление и поддержание фиксированных цен является нарушением закона и часто наказывается штрафами или тюремным заключением. Кроме того, пострадавшие в результате нарушающих антитрестовских законов имеют право на возмещение своих убытков в трехкратном размере.

 5. Для эффективного распределения ресурсов цены естественных монополистов по возможности близки к предельным издержкам. Но средние издержки снижаются в условиях монополии, так что предельные издержки оказываются ниже средних. Поэтому в том случае, когда цена устанавливается на уровне предельных издержек, она оказывается ниже величины средних издержек, а фирма несет убытки.

 цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам

 Этим гарантируется, что ценность дополнительно произведенной продукции для потребителей равна издержкам ее производства. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме, если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком высок.

 прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли

 Двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную т фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой еденицы получаемых услуг, может служить хорошим примером решения этой проблемы. Другое решение, более распространенное в США, заключается в установлении цен на уровне средних издержек. При ценах, устанавливаемых на уровне средних издержек, объем выпуска не является оптимальными с общественной точки зрения, но потери для общества меньше, чем могли бы быть в случае нерегулируемых монополий.

 производство должно быть эффективным

 Работники регулирующих агенств с переменным успехом пытаются обеспечить предприятиям коммунального обслуживания получение нормативной нормы прибыли. Если бы это им всегда удавалось, то коммунальные фирмы не имели бы стимула для минимизации своих издержек. Таким образом, важной для работников регулирования является задача отслеживания показателей эффективности работы коммунальных отраслей т ее повышения.

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕСТВИЕ НА ЦЕНЫ

 В каждой стране есть законы, касающиеся цен на потребительские товары, они, однако, могут по-разному влиять на виды продукции в определенные периоды.

 Государственное регулирование цен может предусматривать установление их максимальной или минимальной границы. Регулирование, направленное против снижения цен, обычно нацелено на предотвращение политики фирм по устранению конкурентов и занятию монопольного положения на рынке.

 Пример. Принятый в Германии Закон о несправедливой конкуренции, который немецкие суды расценили как запрещение купонов, льгот покупателям большого количества товаров и бесплатном предоставлении товаров в рекламных целях, за исключением тех случаев, когда данные меры являются устойчивой политикой фирмы на протяжении многих лет.

 Многие страны устанавливают максимальные цены для большого числа товаров. В этом случае затраты вырастают, норма прибыли неизбежно снижается, что приводит к отказу производителей от дальнейших продаж.

 В 1988 году фирма "Проктер энд Гэмбел" вместе с несколькими поставщиками понесла значительный ущерб от регулирования цен в Венесуэле. В результате чего фирма вынуждена была прекратить торговые операции.

 Регулирование цен  может привести к снижению качества продукции, в таком случае фирмы могут пойти на изменение торговой марки для того, чтобы по происшествии некоторого времени вновь представить на рынке свою продукцию под прежней маркой.

 Другой вид регулирования цен, ограничивающих свободу ценообразования, связан с конкретными статьями импорта. Генеральное соглашение по тарифам и торговле предусматривает в качестве одной из антидемпинговых норм установление ограничений на те импортные товары, цены на которые оказываются ниже потребительской цены в стране-экспортере.

 Регулирование цен правительством может привести

 к установлению минимальных или максимальных цен

 к запрещению установления конкурентноспособности цен

Литература

1. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. - М.: Юнити, 1997.

2. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. _ М.: Дело Лтд., 1994.

3. Филер С., Дорнтуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993. 

 

© Пигарев Эдуард Викторович

Бесплатный хостинг uCoz