КРЕЩЕНИЕ РУСИ В X ВЕКЕ

Ко второй половине X века феодальная формация на Руси, просуществовавшая около полутора столетий, имела два важных слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминирующее в сфере политики. Но отсутствовал идеологический компонент этой формации, существовали только компоненты, не сумевшие развиться еще в стройную систему взглядов. Социальные изменения, однако, уже повлекли за собой сдвиги в религиозном сознании, когда форма одного мировоззрения вытесняла другую, что, соответственно, порождалось интенсивной борьбой идей, стремлением законодательно оформить религиозные представления на социально-психологическом уровне, привести их в соответствие возникшим уже требованиям общественного жизни.

Среди идеологических событий начального периода  Киевской Руси примечательной оказалась реформа, которую пытались осуществить князь Владимир Святославович и его ближайшее соратники  в самом начале 80 годов X века. С ее помощью правящая верхушка собиралась реанимировать бытовавшие в то время древние языческие верования и поднять их до уровня государственной религии. Был даже создан для почитания пантеон многочисленных богов, пользовавшихся наибольшим почитанием у населявших страну различных племен. В столице молодого государства, на самом возвышенном месте, установлены были деревянные идолы, которым поклонялись и приносили человеческие жертвы. Реформа не оправдала возлагавшихся на нее надежд,  поскольку представляла мешанину из несовместимых порой воззрений  и даже приводила к конфликтам, поскольку каждое племенное объединение требовало  для своего кумира определенных преимуществ.

Итак, новые экономические отношения настоятельно потребовали  соответствующего идеологического обоснования, для которого не нашлось иных примеров как в практике других стран. Так, у волжских булгар был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство, в котором явственно определились восточный и западный центры. В различной степени эти религии уже начали распространяться по Руси, но более предпочтительным оказалось христианство, со временем приобретшее все больше приверженцев благодаря просветительской деятельности княгини Ольги, а впоследствии – Владимира Святославовича. Благодаря стараниям последнего с язычеством было покончено, а восточный вариант христианского вероисповедания превратился в официальную религию.

Языческие верования возникли в славянской среде во время первобытнообщинного строя и наибольшего расцвета достигли в эпоху "военной демократии". С возникновением классового общества большинство догматов древнего вероучения перестали удовлетворять формирующийся класс феодалов. Ведь, согласно представлениям идолопоклонников, со смертью человеческая жизнь не прекращалась: человек переходил от земного существования к потустороннему в том качестве, в каком пребывал на земле. Богатый и знатный человек занимал там достойное место при условии, что его тело сжигалось на погребальном огне вместе с женами или наложницами, слугами, боевыми конями, домашними животными и птицей, убитыми на похоронах и подвергнутыми сжиганию вместе с мертвецом, оружием и многими другими вещами, использовавшимися покойным. А ремесленники попадали в загробный мир с помещенными при свершении обряда погребения под курганные насыпи орудиями труда и иными вещами. С их помощью рядовые члены общества на том свете должны были добывать пропитание себе и своим женам.

Получалось, что каждый член славянского общества в своей земной жизни обеспечивал себе определенный уровень существования в мире предков. Естественным образом, каждый член общины стремился накопить при жизни как можно больше богатств, окружить себя рабами, заставить других людей работать на себя, чему способствовали многочисленные военные походы. Но поскольку не все члены общества из-за определенных физических недостатков могли принимать участие в набегах на соседние племена, то они оказывались без добычи и попадали в разряд бедняков, выполняющих кое-какие поручения богатых. Успеха добивались только наиболее сильные, ловкие и умелые люди, из которых впоследствии  образовался особый дружинный слой. В него вошли воины-профессионалы, специализировавшиеся на захвате чужих территорий с последующим обложением побежденных данью, трансформировавшейся затем в земельную ренту и налоги.

Изъятие у них прибавочного, а иногда и части необходимого продукта, приводило часто к мятежам, поскольку люди лишались реальной возможности обеспечить  себе хороший удел после смерти – оказавшись там нищими, они влачили бы существование. О многочисленности народных выступлений рассказали многие исторические памятники. "Повесть временных лет", например, поведала о неоднократных восстаниях ранее покоренных древлян, вятичей, радимичей, пытавшихся освободиться из-под гнета киевских князей. Кровопролитные выступления покоренных племен часто внушали завоевателям тревогу и заставляли их искать выхода из нелегкой ситуации, чтобы обеспечить защиту своих насущных материальных интересов - им как раз и стало христианство, которое настаивало на безусловной выплате властителям земель всех полагающихся выплат, а кроме того, могло успокоить простых людей идеей загробного воздаяния при праведной земной жизни.  

Во времена "военной демократии" к тому же языческие жрецы обладали куда большей властью и авторитетом, чем князья. Это подчеркивает в своем сообщении о русах арабский энциклопедист начала X века Ибн Русте: "Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их (руссов) военноначальники". Естественно, что светских правителей,  стремившихся к полному господству в завоеванных землях, подобная ситуация не  устраивала, поскольку мешала концентрации политической власти в едином центре. Требовалась такая религиозная организация, которая бы являлась проводником их воли, настраивала бы народные массы на созидательный труд вместо разрушительных бунтов. Конкуренция между вождями и волхвами из-за власти пагубно сказывалась на многих сторонах общественной жизни, и в первую очередь, на  международных связях. Ведь при проведении своей внешней политики феодальные государи обычно вступали в союзы с императорами, королями, князями, возглавлявшими соседние державы. При этом немалую роль играли междинастические браки, обеспечивающие верность сторон договору. Но русские князья-язычники и их сыновья были лишены возможности жениться на принцессах европейских домов, принявших христианство. Затруднялись вдобавок и торговые взаимоотношения киевских купцов  с христианскими странами, чье духовенство непримиримо относилось к другим религиозным системам. А русские феодалы были кровно заинтересованы в торговле с западными странами, куда сбывали излишки получаемого от населения продукта (хлеб, воск, меха и т. д.) а получали товары, не производимые в своей стране.

Таким образом, идолопоклонство оказалось сильным тормозом в развитии более прогрессивного феодального строя. Поэтому вопрос о его замене христианством был поднят частью русской знати еще в IX веке, однако решение этой проблемы наталкивалось на серьезные трудности. Для обращения в христианство такой обширной страны, какой являлась Русь в X веке с ее разноэтническим населением, требовалось большое количество миссионеров, способных вести пропаганду новой религии на русском языке. Такими специалистами в полной мере обладала Византия, священнослужители которой в это время вели активную деятельность по распространению христианства среди народов Балканского полуострова. Имелись опытные специалисты и в Германии, ориентировавшейся на католический Рим.

И та, и другая страна при этом преследовали свои корыстные интересы: посредством насаждаемой христианской церковной иерархии они стремились к подчинению новообращенных народов, а русских феодалов такое положение категорически не устраивало. Хотя в подходах к крещению различных народов между Римом и Константинополем все же имелось существенное различие. Папа римский требовал полного подчинения себе королей и императоров христианских государств, и тем самым возвышался над ними не только в религиозном, но и политическом. Что же касается патриарха константинопольского, то он был всего лишь высшим церковным чиновником империи, который признавал свою полную зависимость от императорской власти и ставил церковь на службу правителю. Поэтому новообразованная патриархия должна была включиться в государственную структуру и признать власть киевского князя как богоустановленное начало, которому обязаны  повиноваться все без исключения

 На пути идеологической реформы, однако, имелось серьезное препятствие. Верховные правители древнерусского государства, за исключением княгини Ольги, являлись язычниками. В своей внешней политике они опирались на союзы с родственными по вероисповеданию народами. Так, князь Игорь для похода на Византию привлек варягов, печенегов и других, его сын Святослав, воюя с греческой империей, также использовал язычников-венгров, отдельные орды печенегов в качестве союзников. Иоакимовская летопись, например, поведала, что пришедший к власти после гибели Святослава его старший сын Ярополк "нелюбим есть у людей, зане христианом даде волю велику..." Недовольство данным обстоятельством киевлян и привело к захвату 11 июня 978 года великокняжеского престола другим сыном Святослава - Владимиром, выступившим приверженцем старой веры.

До того, как стать великим русским князем, Владимир владел Новгородской землей, знать которой была связана деловыми отношениями с кумирниками Северной Европы. И, как видно из "Повести временных лет", он учел недовольство киевлян прохристианской политикой своего старшего брата. Уже произведенная им расправа над родственником вполне согласовывалась с языческой моралью, с древним обычным правом: в глазах подданных убийство прежнего правителя людьми Владимира выглядело как осуществление родовой кровной мести за смерть Олега, в которой Ярополк был повинен.

С самого начала собственного правления Владимир Святославович пользовался широкой популярностью, и не только потому, что выступал как приверженец старых устоев. Его личность вызывала восхищение тем, что, являясь сыном рабыни, находившейся в немилости у великой княгини Ольги, удивительным  образом сумел завоевать доверие новгородцев, сделавших его своим князем. В результате хитроумных действий и хорошо продуманных интриг он получил обширное Новгородское княжество, а затем захватил у Рогволда Полоцкую землю и тем самым значительно расширил свои владения. И, наконец, спустя несколько лет стал верховным правителем всей Руси. А создавая новое капище в Киеве, он как бы подчеркивал, что своими жизненными успехами в первую очередь обязан благосклонному отношению к нему со стороны древних славянских богов. "И стал, - говорится в "Повести временных лет", - Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьдбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей".

В дальнейшем Владимир Святославович приобрел еще больший авторитет у населения страны блестящими победами над врагами. В первое десятилетие своего княжества он показал себя как крупный полководец: сумел нанести ощутимое поражение польскому князю Мешко I и отобрать важнейшие стратегические и экономические центры - Перемышль и Червень, совершил два победоносных похода на вятичей и принудил их к выплате дани, а в 983 году победил прусское племя ятвягов... Выдающиеся достижения Владимира в области внешней политики как раз и способствовали укреплению его власти на Руси, росту политического престижа в глазах подданных. В походах и сражениях закалялась и крепла дружина, победоносные войны увеличивали великокняжеские богатства, что позволяло Владимиру приглашать на службу опытных воинов-профессионалов, обеспечивая их всем необходимым за счет казны. Подавление восстаний вятичей и радимичей свидетельствовало о том, что его русские войска могут заставить различные племена подчиниться киевскому властелину.

Однако не было гарантий, что в дальнейшем завоеванные народы откажутся от восстаний. Достаточно было государю потерпеть крупное поражение, потерять в какой-нибудь битве большое количество воинов, и подчиненные Киеву народости мгновенно отказались бы от выплаты дани, несения феодальных повинностей. Поэтому жизнь настоятельно требовала замены устаревшей идеологии другой, способной внушить населению мысль о правомерности существующего положения под угрозой небесных кар. Тем более, что к концу 80-х годов X века власть Владимира настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Наличие многолюдной и испытанной в боях воинской рати позволяло ему надеяться, что сможет насильственно решить проблему христианизации страны, даже если язычники и окажут ему яростное сопротивление. Однако нужно было еще решить проблему получения от Византии миссионерских кадров и в то же время не попасть в зависимость от империи.

Анализ византийских, арабских и русских источников позволяет восстановить последовательность событий, в результате которых Русь была крещена. Примерно с 985 года Ромейская держава стала испытывать большие трудности. В завоеванной императором Иоанном Цимисхием в 970-971 годах Болгарии вспыхнуло восстание против византийского ига. Брошенные на его подавление войска потерпели серьезнейшее поражение в битве при городе Сердике. В 986 году отказался повиноваться греческий город Веррея. 15 августа 987 года в Армении против императоров Василия II и Константина VIII поднял восстание полководец Варда Фока, объявивший себя единовластным правителем огромной греческой империи. Он быстро подчинил себе большую часть Малой Азии и захватил город Хрисополь, расположенный на восточном берегу Босфорского пролива - от столицы его отделяли лишь несколько километров водного пространства. Вскоре взбунтовавшееся войско вышло к Авидосу, находившегося в Дарданелльском проливе, и тем самым блокировало оба выхода из Мраморного моря. В том же году арабы оккупировали итальянскую провинцию византийского государства Калабрию. Верховная власть страны оказалась в безвыходном положении - собственными силами исправить бедственное положение не представлялось возможным.

В конце 987 или начале 988 года им поневоле пришлось обратиться за помощью к своему бывшему врагу - к киевскому князю, и заключить с ним договор, по которому Владимир обязан был оказать империи военную помощь. Византийские императоры в свою очередь приняли на себя обязательства отдать ему в жены свою сестру Анну, но при условии, что тот примет крещение. Женитьба на принцессе полностью уравняло бы правителя Киевской Руси в правах с императорами в отношении православной христианской церкви: превратила бы его в такого же верховного архирея. И миссионеры и иерархи, которых должны были прислать византийци, попали бы от него в непосредственную зависимость. После тайного крещения князя в Корсуне в 988 году русская армия нанесла летом серьезнейшее поражение Фоке под Хрисополем, а в апреле 989 года разгромить войска мятежника под Авидосом и затем полностью подавить это выступление. Избавившись от опасности с помощью русских войск, василевсы не стали торопиться с выполнением своих обещаний. Прошло лето, а невеста так и не приехала в Киев.

 Поняв тогда, что его обманули, Владимир вынужден был применить против коварных греков силу. В конце лета он с войском, состоящим из варягов, словен, кривичей и черных болгар, совершил поход на крымский город Херсонес (Корсунь), являвшийся важным торговым и политическим центром Византии в Северном Причерноморье, и после 9-месячной осады овладел им. Более того, посольство князя, прибывшее в Царьград, угрожало василевсам нашествием русского войска на столицу империи, в случае если принцесса Анна не приедет в Херсонес для свершения бракосочетания с их господином. Византийские суверены не выдержали предпринятого против них силового давления и послали царевну к Владимиру вместе с русским посольством. Вскоре состоялась свадьба, и город был возвращен империи в качестве "вена" (выкупа) за невесту царских кровей. А корсуньских священнослужителей использовали для крещения Руси, что и состоялось 1 августа.

Как видно из "Повести временных лет", ему предшествовала психологическая подготовка населения. Возвратясь домой, Владимир прежде всего уничтожил языческих идолов: "... повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другие огневи предати". Наибольшому надругательству подверглась статуя Перуна - самого могущественного, по славянским представлениям, бога. Ее сбросили с пьедестала, привязали к конскому хвосту, проволокли вниз по Боричеву ввозу до Ручья, спустили по Ручью в Днепр и отправили плыть по течению. Причем до погружения ее в воду 12 мужей били по идолу жезлами, а после того, как он попал в Днепр, специально приставленные люди должны были отталкивать его от берегов до тех пор, пока кумир не выплывет за пределы России. Данные действия были рассчитаны на дискредитацию Перуна и других "поганьских" богов в глазах язычников: им было показана неспособность сверхъестественных сил отомстить за свой позор. 31 января 990 года князь Владимир обратился к киевлянам с требованием выйти на следующий день на берег реки Почайны для свершения обряда крещения, причем в его послании содержалась прямая угроза: отказавшиеся креститься станут его личными врагами. Приказ был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, не пожелавшей принять новую веру до того.

Во втором томе татищевской "Истории Российской" содержатся очень важные добавления к "Повести временных лет": "По опровержении идолов и крещении множества знатных людей, митрополит и попы, ходящие по граду, учаху люди вере Христове. И хотя многие принимали, но множайшии, размышляя, отлагали день за день: инии же закоснелые сердцем ни слышати учение хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: "Заутра всяк изидет на реку Почайну креститися, а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется". Слышавшие же сие, люди мнозие с радостию шли, расуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то б князь и бояре сего не приняли. Инии же нуждою последовали, окаменелые же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их. Наутро вышел Владимир сам с митрополитом и иереи на реку Почайну, где сошлося бесчисленное множество народа, мужей, жен и детей. И входя в воду, стояли иные до шеи, другие до персей, инии до колена, родители же мнозии младенцев держали на руках, а презвитери, стоя на брегу, читали молитвы и каждой купе давали имена особыя мужем и женам. Крестившимся же людем отходили каждый в домы своя, которых число так велико было, что не могли всех исчислить".

Тем не менее, некоторые киевляне крещения избежали: закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они не будут обнаружены и их никто не сможет принудительно крестить. Таким образом, уже крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями предстоит столкнуться великому русскому князю при христианизации всей страны. Ведь народ недоумевал, зачем нужно менять религию отцов и дедов на новую, поэтому приходилось прибегать к репрессиям, тем более, что христианские проповеди миссионеров имели малый успех. Хотя  авторитет Владимира и его бояр, завоеванный ими во многих победоносных походах, доверие к этим людям, к их действиям со стороны киевлян тоже сыграли немаловажную роль. "Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре приняли" - говорили люди. На некоторых, однако, княжеская угроза не подействовала. И это было признаком появления в стране серьезной оппозиции, которая могла объединиться с язычниками других регионов и совместными усилиями свергнуть князя. Чтобы этого не случилось, Владимир и его приверженцы должны были в ближайшие сроки подчинить новой религии главные городские центры России.

Одним из них был Новгород Великий, расположенный на пути "из варяг в греки", имевшем первостепенное значение. Новгородцы осуществляли также свой контроль над торговыми и иного рода связями, имевшими место между населением центральных и восточных районов Руси и народами Балтийского Поморья. Они поддерживали весьма тесные отношения с идолопоклонниками Прибалтики и с помощью последних могли оказать серьезное сопротивление новой религиозной политике Владимира Святославовича. Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, он уже летом 990 года направил туда христианских миссионеров, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательного отряда воеводы Путяты, должны были заставить его жителей принять крещение.

Из Иоакимовской летописи видно, что в этом городе еще в период господства там язычества существовала малочисленная христианская община в Неревском конце, возле церкви Преображения. Однако новгородцам стало известно заранее, что Добрыня ведет войска и христианских священнослужителей для обращения их в новую веру. Собравшись на вече, они постановили не допустить в город крестителей и не дать им возможности ниспровергнуть кумиров. Когда отряды Добрыни и Путяты вошли в Новгород и заняли его Торговую сторону, то оказалось, что местные язычники разрушили часть моста через Волхов, чтобы создать пришедшим препятствие в переправе на левый берег, где находились основные силы защитников. Мало того, приверженцы старой веры вытащили на остатки моста две камнеметательные машины и доставили запас камней, чтобы применить их против наступающих. Восстание новгородских "староверов" возглавили верховный словенский жрец Богомил-Соловей и новгородский тысяцкий Угоняй.

Под влиянием агитации этих людей горожане разорили и разграбили дом Добрыни. Пока происходили эти события, христианские миссионеры попытались организовать пропаганду новой веры среди жителей Торговой стороны. Два дня они ходили по рынкам и улицам Волховского Правобережья, но без ощутимых результатов. В ночь с 30 на 31 августа отряд Путяты сумел переправиться на левый берег Волхова "выше града". Восставшие, не разобравшись в происходимых событиях, пропустили отряд в город, полагая, что это их собственное войско. Путята захватил в плен Угоняя и "других передних мужей" восставших и переправил в свой стан. Только тогда язычники поняли, что их обманули. Одни из них, числом до 5 тысяч человек, напали на отряд Путяты, и "бысть между ими сеча зла", другие бросились в Неревский конец, разрушили там церковь Преображения и разграбили дома местных христиан. На рассвете Добрыня с остальным войском пришел на помощь воеводе. Переправившись через реку, он приказал своим воинам зажечь дома на береговом участке Людина конца, чем отвлек внимание горожан от дружины Путяты. Опасаясь, что пожар может охватить все левобережье и пострадают их семьи, дома и имущество, осажденные оставили поле битвы и бросились тушить огонь. Поняв, что сражение проиграно, "передние мужи" язычников обратились к Добрыне с мирным предложением. Так был заключен мир.

Первым действием посадника в захваченном городе стало уничтожение кумиров. "...Идолы сокруши, древянии сожгоша, и камении, изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика, - говорит автор летописи. - Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слезами просясче за ня, яко за сусчие их боги. Добрыня же, насмехаяся, им весча: "Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую пользу вы от них чаять можете". Только после ниспровержения идолов Добрыня потребовал от новгородцев принятия христианства. Но его приказ натолкнулся на стойкое сопротивление жителей, которые не предприняли никаких шагов для того, чтобы выполнить указание. Другой новгородский посадник, Воробей, сын Стоянов, по-видимому управлявший городом в отсутствие Добрыни, произнес перед людьми речь на рынке, склоняя их к принятию крещения. Но только часть подалась уговорам: "Идоша мнози, а не хотясчих креститися воины влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста".

Автор "Памяти и похвалы Владимиру" отметил: "Крести же ся сам князь Володимер и чада своя... Крести же и всю землю Рускую от конца до конца... всю землю Рускую и грады вся украси святыми церквами..." Ниже он же приписал: "...бещисла душь по всей земли Руской приведены к богу святым крещением". Создатель другого древнего произведения - "Сказания о Борисе и Глебе", также утверждал, что Владимир Святославович "святыимъ крещениемъ вьсю просвети сию землю Русьску..." Эти и ряд других источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно русичи были обращены в христианство. Некоторые из язычников обосновались в труднодоступных местах, уцелела и часть жречества. Не только в XI, но даже в XIII веке языческие волхвы появлялись в древнерусских городах, пытаясь своими проповедями повернуть население к старой вере. И, судя по летописным материалам, их деятельность на этом поприще бывала успешной, а христианских миссионеров порой ожидал позор, как, например, в Ростове. Первые два епископа Федор и Иларион ничего не могли поделать с ростовчанами-язычниками и сами отказались от пребывания в этом городе. Против третьего взбунтовались все горожане, лишь четвертый - Исайя, смог добиться некоторого успеха, но и ему не удалось заставить людей отказаться от поклонения старым богам. В некоторых землях местное население даже устраивало самосуд над некоторыми излишне ретивыми священнослужителями.

Однако идеологическая реформа уже набрала свои обороты и принесла первые свои плоды. Главным было создание христианских церквей в городах и селах на месте бывших языческих капищ. Добрыня в Новгороде сразу же после свершения обряда крещения жителей отдал приказ немедленно восстановить разрушенную язычниками церковь Преображения. Князь и его окружение прекрасно понимали, что закрепление новой веры невозможно без храмов, где бы священнослужители могли бы ежедневно вести активную пропаганду христианской морали. И церкви в княжение Владимира, согласно многим источникам, строились во многих местах, причем быстрыми темпами. По свидетельству немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, только в Киеве в 1018 году насчитывалось более 400 церквей, а в Никоновской летописи говорится, что во время пожара 1017 года сгорело около 700 храмов.

Другим важным мероприятием Владимира стало создание национальных кадров священнослужителей. Нестор писал: "Послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное. Матере же чад сих плакахуся по них, еще бо не бяху ся утвердили верою, но акы по мертвеца плакахася". Более пространно об этом говорится в "Истории Российской" Татищева: "Митрополит же Михаил советовал Владимиру устроить училища на утверждение веры и собрать дети в научение. И тако Владимир повелев брать детей знатных, средних и убогих, раздая по церквам свясчеником со причетники в научение книжное. Матери же чад своих плакали о том вельми, аки по мертвых, зане не утвердились в вере и не ведали пользы учения, что тем ум их просвещается и на всякое дело благоугодны творить, и искали безумнии дарами откупаться".

Чтобы устранить или хотя бы ослабить недовольство своих подданных, вызванное насильственным крещением, князь киевский старался всячески задобрить население. Он устраивает пышные празднества в городах, которые сопровождаются пиршествами и раздачей богатств из великокняжеской казны. Так, после освещения и открытия в Киеве только что отстроенной Десятинной церкви Владимир "створи праздник велик в тъ день болярам и старцам градскимъ, и убогим раздая именье много". В том же 996 году он строит церковь Преображения в городе Василеве. "...Постави церковь, и створи праздник велик, варя 300 провар меду. И съзываше боляры своя, и посадникы, старейшины по всем градом, и люди многы, и раздая убогым 300 гривен. Праздновав князь дней 8, и въвращашеться Кыеву на Успенье святые богородица, и ту пакы сотворяше праздник велик, сзывая бещисленое множество народа... И тако по вся лета творяше... повеле всякому нищему и убогому приходить во двор княжь и взимати всяку потребу, питье и еденье, и от скотьниц кунами. Устрои же и се, рек яко. "Немощнии и больнии не могутъ долести двора моего", повеле пристроить кола, и въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь разонличный, мед в бчелках, а в другых квас, возити по городу, въпрашающим: "Кде болини и нищь, не могы ходити?" Тем раздаваху на потребу. Се же пакы творяше людем своим: по вся неделя устави во дворе и градьнице пир творити и приходите боляром, и гридем, и съцьским, и десяцьскым, и нарочитым мужем, при князи и без князя. Бываше множество от мяс, от скота и от зверины, бише по изобилью от всего".

Политика задабривания населения не могла не иметь положительных результатов: примеряла народ с новыми религиозными воззрениями. Хотя, по некоторым летописныс сообщениям, в это время значительно усилились разбои в государстве, причем во многом за счет людей, бежавших в леса и пустынные неудобные для проживания места. Убийства и ограбления христианских священников, а также людей, изменивших древним народным верованиям и принявшим крещение, в их глазах выглядело как богоугодное дело. Владимир Святославович вначале отказывался казнить разбойников, по-видимому, надеясь мягким обращением смягчить их к восприятию новой веры и прекращению враждебных действий. Но против этого восстало духовенство: епископы потребовали применения самых жестких мер в отношении злодеев. Тогда креститель земли русской «отверг виры, нача казнить разбойникы…» Таким образом он утверждал курс своей религиозной политики.

Если же полностью соответствовать историческим фактам, то крещение киевлян Владимиром нельзя считать началом христианизации Руси. Еще в первой половине IX века арабский географ Ибн-Хордадбех в своем обширном труде «Книга путей и стран» отметил в нем наличие русов-христиан, торговавших с Византией и странами арабского Востока. О принятии этого вероисповедания небольшой частью восточных славян в 60-е годы того же столетия свидетельствует «Окружное послание» константинопольского патриарха Фотия. Данные известия подтверждаются как некоторыми греческими хронистами, так и отдельными русскими летописцами, позволяющими сделать предположение, что первые попытки изменения религиозных воззрений были полностью уничтожены языческой реакцией, возникшей после захвата Киева князем Олегом. Подтверждением такого вывода служат заключенные им в 907 и 911 годах договоры с Византией.

Но уже в последующих соглашениях с греками князя Игоря явственно проступают две сильные группировки на Руси: языческая, возглавляемая правителем, и христианская, в состав которой входят отдельные представители высшей феодальной знати и купечества. Причем последние выглядят равноправными членами общества и принимают активное участие в решении важнейших вопросов, касающихся внешней политики, но не входят в ближайшее окружение государя. К 40-70 годам X относятся и другие свидетельства о существовании христианской общины в Киеве. Об этом заявляет автор «повести временных лет»: «Мнози бо беша варязи хрестеане и козаре». А Константин Багрянородный, описывая в своем произведении «О церемониях византийского двора» прием тарсийских послов в 946 году, упоминает русов-христиан, входящих в состав императорской охраны. В источниках содержатся сведения не только о крещении княгини Ольги, но и об уничтожении ею языческих святилищ и воздвижении первых храмов. Следовательно, можно считать, что к началу деятельности Владимира христианская идеология пустила достаточно крепкие корни, оставалось только довести новые воззрения до как можно большего числа подданных.    

Крещение Руси не следует представлять как одну простую перемену верований. Христианство, став господс… Продолжение »

© Пигарев Эдуард Викторович

Бесплатный хостинг uCoz